ОБ ОБРАЩЕНИИ С.Д. БЕСЧАСТНЫХ И В.Е.БЕСЧАСТНЫХ 

В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЯМИ А.В.МАТВЕЕВА В ГАЗЕТАХ 

“ТРУД”, “СПОРТИВНАЯ МОСКВА”, “ЭКСПРЕСС-ГАЗЕТА”

Решение № 6(140) от 12 марта 1998 г.

В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации обратились Бесчастных С.Д. и ее муж Бесчастных В.Е. в связи с публикацией в ряде газет различных вариантов беседы В.Е.Бесчастных и корреспондента газеты “Труд” А.В.Матвеева.

Заявители считают, что журналист А.В.Матвеев, опубликовав без согласования с ними в ряде московских газет разные варианты своей беседы с В.Е.Бесчастных, нарушил их конституционные права на неприкосновенность частной жизни.

Ознакомившись с содержанием беседы В.Е.Бесчастных с журналистом А.В.Матвеевым, опубликованной в форме интервью в газете “Труд” за 31 октября 1997 г. под заголовком “Счастливый Бесчастных”, газете “Спортивная Москва” № 26 (905) за 1997 г. под заголовком “Счастье Владимира Бесчастных” и в “Экспресс-газете” № 43(149) за 1997 г. под заголовком “Моя девочка под поцелуями тает”, заслушав представителя заявителей А.Л.Островского, журналиста А.В.Матвеева, зам. главного редактора “Экспресс-газеты” Патрина К.К., ведущего редактора “Экспресс-газеты” Козлова А.В., представителя Союза журналистов Москвы Симанчука И.С., Судебная палата установила:
В октябре 1997 г. специальный корреспондент газеты “Труд” А.В.Матвеев беседовал с игроком сборной России по футболу В.Е.Бесчастных. Темой беседы была личная жизнь известного российского футболиста. Вопроса о публикации содержания этой беседы в качестве интервью А.В.Матвеев не ставил. Тем не менее такая  публикация появилась под разными заголовками на страницах газет “Труд”, “Спортивная Москва”, “Экспресс-газета”. При этом приписываемая В.Е.Бесчастных лексика существенно менялась от издания к изданию.

В частности, А.В.Матвеев признал в ходе заседания Судебной палаты, что в публикации в “Экспресс-газете” № 43(149) за 1997 г. под заголовком “Моя девочка под поцелуями тает” ряд фраз, приписываемых им В.Е.Бесчастных, сочинен им самим.

Согласно утверждениям заявителей, В.Е.Бесчастных никогда не допускает в своей речи такого уровня вульгарности, который приписал ему журналист А.В.Матвеев в этой публикации. В частности, употребленные там выражения “запал”, “тащимся”, “девочка”, “Света-2”  и т.д., которые, якобы, употреблял в ходе беседы с журналистом В.Е.Бесчастных, на самом деле им не применялись.

Утверждения “к футболу остыл” и “можем часами заниматься любовью” также не принадлежат В.Е.Бесчастных.

Журналист А.В.Матвеев, подтверждая тот факт, что он “немного” подправил лексику и определенные обороты речи В.Е.Бесчастных, считает, что тем самым смысла сказанного В.Е.Бесчастных не исказил.

Судебная палата не разделяет эту точку зрения журналиста. Вульгаризмы, вложенные А.В.Матвеевым в уста В.Е.Бесчастных могли исказить его образ в глазах окружающих, близких, родных, нанести ощутимый вред его репутации, доброму имени. Журналистские фантазии на тему интимной жизни В.Е.Бесчастных также вступают в противоречие с требованиями журналистской этики и с конституционными положениями о неприкосновенности частной жизни. (ч.1 ст.23 Конституции Российской Федерации). 

Кроме того, не получив согласия на публикацию содержания беседы о личной жизни В.Е.Бесчастных, А.В.Матвеев грубо нарушил требование п.5 ст.49 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” о необходимости получать согласие на распространение сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

Судебная палата отмечает, что редакции газет “Труд”, “Спортивная Москва, “Экспресс-газета”, опубликовав материалы о частной жизни В.Е.Бесчастных, также не получили его официального согласия на такую публикацию.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.8,10,12 Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Судебная палата решила:
1. Признать методы, использованные журналистом газеты “Труд” А.В.Матвеевым при подготовке публикации интервью с футболистом сборной команды России В.Е.Бесчастных в газетах “Труд”, “Спортивная Москва и “Экспресс-газета”, нарушающими правовые нормы и журналистскую этику.

2. Объявить замечание журналисту А.В.Матвееву.

3. Предложить редакциям газет “Труд”, “Спортивная Москва” и “Экспресс газета” опубликовать данное решение Судебной палаты.

