юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки




На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:



Ефременко Владимир (c) 2005

Internet-law team

copyright_sakh@mail.ru

Некоторые вопросы досудебной защиты прав владельца интернет-сайта.

Сегодня каждая уважающая себя организация имеет своё “представительство” в сети интернет в виде сайта, на котором расположена вся необходимая информация о фирме: род деятельности, услуги, реквизиты и т.д. Не секрет, что на его разработку тратится не только немало усилий, но и также немало материальных затрат, поэтому вопрос о защите прав владельца интернет-сайта в последнее время является актуальным.

Сайт с точки зрения российского законодательства является сложным объектом исключительных прав, объединяющий объекты авторских, смежных, патентных прав, включающий обозначения, которые могут относиться к зарегистрированным товарным знакам. Говоря о досудебной защите, особое внимание следует уделить договору о создании сайта. Данный вопрос можно рассмотреть в трёх аспектах:

  1. Автор, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, является работником организации. Согласно ст. 14 Закона “Об авторском праве и смежных правах” (далее ЗоАП), исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. То есть, если даже в трудовом договоре отсутствует пункт о принадлежности сторонам исключительных прав на произведения, которые возможно будут созданы работником в дальнейшем, то они переходят к работодателю. Указание на главное странице надписи, типа © company 2005 считается оправданным, т.к. работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания (ст. 14 ЗоАП). В данном случае это будет сообщение для неопределённого круга лиц о том, что исключительными правами на произведение обладает фирма company. Нужно помнить, что к работодателю переходят лишь имущественные права, а личные неимущественные остаются за автором, т.к. отчуждение их невозможно в силу ст. 150 ГК. Например, автор, согласно ст. 15 ЗоАП, вправе использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно. Это может быть очень неудобным при создании баннера [1] для сайта, в котором будет указано имя автора. На наш взгляд, при заключении трудового договора следует указать, что автор (работник) даёт согласие на использование произведения, созданного им в порядке выполнения трудовых функций без обозначения его имени.
  2. Автор, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, не является работником организации, а само произведение ещё не создано. В этом случае необходимо заключение авторского договора заказа на создание интернет-сайта. По авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику (ст. 33 ЗоАП). Правовое регулирование – Закон “Об авторском праве и смежных правах” и общие положения гражданского кодекса об обязательствах. В договоре нужно как можно точнее описать будущее произведение, в противном случае соглашение можно будет признать недействительным, т.к. предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем (ст. 31 ЗоАП) [2]. Стоит указать следующие условия: быстрота загрузки сайта, различные технические эффекты, условия тестирования сайта, вопросы работоспособности сайта, доступ к нему и др [3]. Заказчику нужно предоставить техническое задание для исполнителя, которое необходимо согласовать между сторонами, о чём должна быть сделана соответствующая надпись, подписанная уполномоченными на то лицами. Важным составляющим соглашения будет являться перечень передаваемых имущественных прав, т.к. все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными (ст. 31 ЗоАП). Оптимальным будет перечисление всех имущественных прав, приведённых в ст. 16 ЗоАП, а также указание на то, что это является передачей исключительных прав на весь срок их действия, т.е. исполнитель в этом случае не может в дальнейшем передавать права другим лицам на созданное им произведение. Если на странице будут присутствовать обозначения или надписи, которые являются зарегистрированным товарным знакам, то необходимо согласовать данный вопрос с их правообладателем, однако допускается использование в дозволенных рамках закона [4].
  3. Автор, т.е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, не является работником организации, а само произведение уже создано. В этой ситуации заключается авторский договор о передаче исключительных или неисключительных прав. На что здесь следует обратить внимание:

А) Объём переходящих прав. Сейчас распространена практика создания сайта по “шаблону” разработанному исполнителем и который используется не только для одного заказчика. В этом случае передаются неисключительные права, т.е., авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом (ст. 30 ЗоАП). Может оказаться такая ситуация, что две компании, которые являются конкурентами, обращаются к одному и тому же исполнителю, он им предоставляет два совершенно одинаковых произведения, которые в дальнейшем “запускаются” в сети интернет. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо заключить договор о передачи исключительных прав на использование произведения. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам (ст. 30 ЗоАП).

Б) Условия о сроке передачи прав. Отсутствие в договоре этого пункта не влечёт его недействительности, он может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора (ст. 31 ЗоАП). Допускается указание в договоре о переходе всех имущественных прав на весь срок действия авторского права.

В) Условие о территории. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации (ст. 31 ЗоАП). Однако в виду специфики дальнейшего использования произведения, данное правило не может применяться, т.к. интернет не имеет границ. Размещение сайта на сервере, который находится за территорией РФ, не будет являться нарушением прав автора.

Г) Размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Существуют следующие способы установления вознаграждения:

  • В виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения
  • В виде твёрдой суммы
  • Другие способы. Например, оказание определённых услуг

Владелец Интернет-сайта также может воспользоваться регистрационным способом защиты. Согласно ст. 1 ФЗ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, база данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. То есть, сайт при определённых условиях можно признать базой данных. Согласно ст. 13 того же закона, правообладатель непосредственно или через своего представителя в течение срока действия авторского права может по своему желанию зарегистрировать базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Порядок подачи заявки установлен “Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявки на официальную регистрацию базы данных (утверждены приказом Роспатента от 25 февраля 2003 года № 25)” [5].

В итоге, организации, которая желает иметь свой Интернет-сайт, стоит уделить особое внимание вопросу о переходе к ней имущественных прав, в противном случае, судебная защита может оказаться затруднительной.

[1] Графический или текстово-графический прямоугольный или квадратный блок рекламной информации

[2] Кроме двух исключений: договор заказа и “служебного произведения”

[3] Подробнее см. В.О. Калятин “Право в сфере интернета” глава 4

[4] см. Постановление Президиума ВАС № 14685/03 от 06.04.2004 г.

[5] http://www.fips.ru/avp/pr_sw_db.htm#evm_pr

 

Источник информации: https://xn--c1ad2agd.xn--p1ai/intlaw/articles/efremenko5.htm

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: