О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПА ПРЕЗУМПЦИИ
НЕВИНОВНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
(ПО ЗАПРОСУ ЦЕНТРА “ПРАВО И СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ)
Рекомендация № 2(11) от 24 декабря 1997
г.
В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации поступил запрос Центра “Право и средства массовой информации” о
том, может ли принцип “презумпции
невиновности” в его юридическом смысле являться ограничением для
профессиональной деятельности журналиста, не являющегося должностным
лицом.
Поводом к обращению в Судебную палату послужило принятие Государственной
Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении законопроекта
“О телевизионном вещании и радиовещании”, пункт 1 статьи 18 которого
устанавливает: “вещатели обязаны: ...не распространять информацию, нарушающую
презумпцию невиновности, либо предопределяющую решение
суда...”.
Рассмотрев указанное обращение, Судебная палата пришла к следующему
заключению.
Общепризнанный правовой принцип презумпции невиновности в российском
законодательстве сформулирован в части 1 статьи 49 Конституции Российской
Федерации.
Согласно норме, содержащейся в этой статье, каждый обвиняемый в
совершении преступления, то есть лицо, в отношении которого вынесено
соответствующее постановление в порядке, предусмотренном УПК РСФСР, считается
невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором
суда.
Однако, как полагает Судебная палата, обязанность соблюдать принцип презумпции
невиновности в смысле указанной конституционной нормы распространяется только на
те государственные органы и их должностные лица, которые имеют полномочия
налагать ограничения на права и свободы человека и
гражданина.
Только суду дано право признавать человека виновным в совершении
преступления со всеми правовыми последствиями.
Что же касается журналистов, которые проводят собственное расследование
или освещают ход предварительного следствия по уголовному делу, то они, с одной
стороны, реализуют конституционную норму о свободе массовой информации, а с
другой - выполняют профессиональный долг, информируя читателей об
обстоятельствах, имеющих общественный интерес.
При этом журналисты не относятся к категории лиц, обладающих полномочиями
по ограничению прав и свобод гражданина. Поэтому никакое мнение журналиста,
прозвучавшее в теле,- радиоэфире, содержащееся в газетной публикации, в силу
указанной конституционной нормы не может юридически повлиять на право человека
считаться невиновным.
По тем же основаниям представляется неправомерным требование к вещателям
“не распространять информацию... предопределяющую решение суда”. Действительно,
только суд вправе устанавливать виновность гражданина. Но данное обстоятельство
не может служить основанием к ограничению права журналистов, иных лиц (включая
представителей обвинения и защиты, а также потерпевших, подозреваемых,
обвиняемых и т.д.) излагать свое мнение по тем или иным аспектам
предварительного следствия или судебного разбирательства, за исключением
случаев, когда выступления в СМИ указанных лиц содержат признаки
преступлений, предусмотренных гл.31
“Преступления против правосудия” Уголовного кодекса Российской
Федерации.
Таким образом, по мнению Судебной палаты, положение законопроекта о
необходимости дополнительного
ограничения прав журналистов на распространение информации, исходя из
возможного нарушения ими принципа презумпции невиновности, а также
предопределения решения суда, является необоснованной попыткой существенно
сузить пределы свободы массовой информации, установленные Конституцией
Российской Федерации.
Применение подобной нормы в предлагаемой редакции на практике может
означать фактический запрет на проведение журналистских расследований, на
комментирование в СМИ предварительного следствия и судебного разбирательства по
делам, представляющим значительный общественный интерес.
Судебная палата полагает, что совокупности установленных действующим
законодательством обязанностей журналиста проверять достоверность сообщаемой им
информации, уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и
организаций, не использовать СМИ для разглашения специально охраняемой законом
тайны (в т.ч. тайны следствия, тайны переписки, телефонных переговоров) вполне
достаточно, чтобы обеспечить защиту, в т.ч. судебную, прав и законных интересов
граждан и организаций от возможного злоупотребления свободой массовой
информации.
Учитывая изложенное, Судебная палата обращается к Комитету по
информационной политике и связи Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации с рекомендацией вернуться к обсуждению нормы, содержащейся
в п.1 ст.18 проекта Федерального закона “О телевизионном вещании и радиовещании”
с учетом представленных аргументов.