Текст программы
Этапы реализации
Постановление Правительства РФ
Приложение к постановлению Правительства (мероприятия)
Паспорт ФЦП
“Электронная Россия (2002 – 2010 годы)”
ГЦП “Электронная Москва”
| Федеральная
целевая программа "Электронная Россия 2002-2010" - своеобразная
попытка рывка в "цифровое будущее", которое для развитых
стран уже стало настоящим.
Программа впрямую не ориентирована на достижение
мгновенных экономических результатов: стимуляция развития российского
рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей,
хотя подобный эффект в случае успешной реализации намеченных планов
также будет достигнут.
Реально успех программы будет означать в первую
очередь, что органы власти всех уровней станут более доступными для
граждан, а их деятельность – более прозрачной и более эффективной.
Прозрачность достигается за счет обязательной электронной публикации
и создания баз данных по всем документам, не имеющим статуса секретных,
эффективность – за счет перевода в электронною форму значительных
объемов документооборота. Программа также предусматривает наращивание
возможностей доступа населения к интернету – это логично вытекает
из вышеизложенного. Публиковать документы, которые мало кто сможет
прочесть, - дело довольно бессмысленное. Соответственно, планируется
также организовать подготовку специалистов в области информационных
технологий. В первую очередь, такие специалисты понадобятся государственным
учреждениям, но рост числа подготовленных людей не сможет не сказаться
и в целом на ситуации на рынке. Отдельно предусматривается помощь
в освоении новых технологий СМИ, в первую очередь – региональным
(здесь имеются ввиду как подготовка специалистов, так и предоставление
доступа к информационным сетям).
Косвенный результат – стимуляция ИТ-отрасли, в первую
очередь – за счет роста числа специалистов, и кроме того – людей,
имеющих доступ к информационным сетям, и, следовательно, являющихся
потенциальными потребителями информационных услуг. Нельзя также сбрасывать
со счетов и неизбежный рост спроса на услуги такого рода – как со
стороны государственных организаций, внедряющих в делопроизводство
новые технологии, так и со стороны их многообразных партнеров.
При этом все вышеперечисленное не служит однозначным
обоснованием необходимости программы. Конечно без реализации этой
и ряда подобных программ Россия все больше и больше будет отставать
от ведущих развитых стран, плавно скатываясь к уровню середнячков
третьего мира, которые прекрасно обходятся без информационно-коммуникативных
технологий. Аргументы тех критиков программы, которые уже сейчас
говорят, что заботиться о цифровом документообороте и расширении
доступа к интернету в стране, имеющей целый ряд проблем куда более
насущных, несколько преждевременно, не вовсе лишены оснований. Дать
быстрый и однозначный ответ, не сбиваясь при этом на общие и бессодержательные
рассуждения о месте России в мире и прочем, довольно затруднительно.
ФЦП не только предлагает решения очевидных проблем,
она ставит целый ряд новых. Некоторые из этих проблем не могут быть
решены в рамках "Электронной России 2002-2010". Для того,
например, чтобы при помощи информационных технологий приблизить российскую
систему образования к стандартам развитых стран Запада, разрабатывается
программа "Развитие единой образовательной информационной среды
на 2002-2006 гг.". И требуется детальное обсуждение этих проблем.
Выражаем надежду, что проект "Электронная Россия" станет
удобной площадкой для начала такого обсуждения, в котором смогут
принять участие не только специалисты, представляющие государственный
аппарат и российский ИТ-рынок, но и все, кто осознает степень важности
поставленных программой вопросов.
|