О СООТВЕТСТВИИ ПРАВИЛ АККРЕДИТАЦИИ ЖУРНАЛИСТОВ И
ТЕХНИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ
ХАКАСИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ
Экспертное заключение № 3(36) от 19 марта 1998
г.
В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации поступило обращение руководителя регионального управления регистрации
и контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации в
Республике Хакасия Т.Н.Кириченко с просьбой дать заключение, соответствуют ли
Правила аккредитации журналистов при правительстве Республики Хакасия
законодательным актам о СМИ Российской Федерации.
Ознакомившись с представленными материалами, руководствуясь п.21
Положения о Судебной палате, Судебная палата пришла к следующему
заключению.
Пункт третий Правил об аккредитации, утвержденных управляющим делами
Правительства Республики Хакасия А.П.Часовниковым, устанавливает, в том числе,
следующие требования к аккредитуемым журналистам: наличие профессионального
образования или значительного опыта работы, компетентность в освещаемых
проблемах, способность к анализу полученной информации.
Судебная палата считает, что указанные требования не согласуются с
нормами ст.48 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации” и не
имеют отношения к собственно правилам аккредитации, т.е к порядку рассмотрения заявок на
аккредитацию, оформления аккредитационных документов, порядку и условиям участия
журналистов в официальных мероприятиях, обеспечению их необходимыми материалами
и т.п.
Напротив, подобная формулировка устанавливает необоснованные ограничения
для аккредитации тех или иных журналистов, ограничивает право редакций СМИ на
доступ к информации о деятельности Правительства Республики
Хакасия.
Невозможно себе представить, какими объективными параметрами будут
руководствоваться соответствующие должностные лица при оценке профессиональных
качеств претендентов на аккредитацию.
Судебная палата отмечает, что, согласно ст.19 Закона Российской Федерации
“О средствах массовой информации”, редакция “осуществляет свою деятельность на
основе профессиональной самостоятельности”. Данная статья Закона гарантирует, в
частности, право редакции средства массовой информации самой решать, кто будет
аккредитован в качестве ее корреспондента при том или ином органе
власти.
Обстоятельства, при которых журналист может быть лишен аккредитации,
четко сформулированы в Законе Российской Федерации “О средствах массовой
информации”: если нарушены установленные правила аккредитации либо
распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и
достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что должно быть
подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
В пункте 8 рассматриваемых Правил содержатся дополнения к этой
формулировке (о “проявлении некорректности и некомпетентности” со стороны
журналистов), а также отсутствует положение о вступившем в законную силу решении
суда.
Судебная палата считает, что не имеющая четких критериев оценка
деятельности журналистов с точки зрения их “корректности и компетентности”
сотрудниками Правительства Республики Хакасия, ответственными за аккредитацию,
на практике может вылиться в субъективизм, не имеющий ничего общего с
законностью.
Отсутствие же в пункте 8 Правил зафиксированного Законом положения о
вступившем в законную силу решении суда, вынуждает Правительство Хакасии при
решении вопроса о лишении журналистов аккредитации выступать в не свойственной
ему роли суда.