ОБ ОБРАЩЕНИИ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ
“ВЯТСКИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ 2” БАЧИНИНА С.И. В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КИРОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ
АДМИНИСТРАЦИЕЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ г.КИРОВА И СМИ.
Решение № 13(147) от 18 июня
1998 г.
В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации поступило обращение главного редактора газеты “Вятский наблюдатель 2”
Бачинина С.И. с просьбой оценить с точки зрения соответствия требованиям
законодательства России о средствах массовой информации ряд положений
нормативных актов, регулирующих взаимоотношения органов муниципальной власти
г.Кирова и СМИ, принятых администрацией г.Кирова. Заявитель утверждает что в
этих нормативных актах содержатся положения, фактически вводящие на территории
г.Кирова предварительную цензуру
“на всю информацию, затрагивающую интересы широких слоев населения”, что
противоречит Конституции Российской Федерации и Закону Российской Федерации “О
средствах массовой информации”.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав главного редактора газеты
“Вятский наблюдатель 2” Бачинина С.И., Судебная палата
установила:
Распоряжением Главы администрации г.Кирова В.А.Киселева
№ 2725 от
31.10.97 “Об утверждении документов, регламентирующих деятельность
информационно-аналитического управления” “в целях упорядочения деятельности
информационно-аналитического управления” утверждены следующие документы, имеющие
статус нормативных актов муниципального уровня и регулирующие отношения органов
муниципальной власти г.Кирова и СМИ:
1) Соглашение об информационном сотрудничестве Кировской городской
администрации и СМИ;
2) Положение об аккредитации журналистов средств массовой информации при
Кировской городской администрации и Думе;
3) Правила работы с критическими замечаниями и предложениями в адрес
органов местного самоуправления, опубликованными в средствах массовой
информации.
В письменных пояснениях по поводу обращения Бачинина С.И. глава
администрации г.Кирова В.А.Киселев отмечает, что подобная “документальная
формализация взаимоотношений позволяет более четко определять обязанности и
ответственность сторон”. Не оспаривая данного тезиса, Судебная палата, тем не
менее, считает что, четкое определение обязанностей и ответственности во
взаимоотношниях “власти и СМИ” не должно сопровождаться нарушением прав
журналистов и, прежде всего, их конституционного права распространять сообщения
и материалы без цензурных ограничений.
Пункт 2.6 “Соглашения об информационном сотрудничестве...”, с одной
стороны, устанавливая право аккредитованного при органах местного самоуправления
г.Кирова журналиста “при необходимости” быть приглашенным “на планерки, коллегии
и другие рабочие совещания, затрагивающие интересы широких слоев населения, где
журналистам предоставляются информационные и рабочие материалы”, с другой
стороны, связывает реализацию этого права журналистов, с требованием предварительного согласования текстов
журналистских сообщений “по подобным совещаниям”.
Судебная палата считает, что такого рода требования прямо подпадают под
квалифицирующие признаки цензуры, перечисленные в части первой статьи третьей
Закона Российской Федерации
“О средствах массовой информации”. Ссылка же
упомянутых “Пояснений” о том, что подобного рода обязанности журналиста, якобы,
вытекают из статуса аккредитованного журналиста как уполномоченного интервьюера не основана
на законе. Интервью - это один из жанров журналистики, и статья 48 Закона РФ “О
средствах массовой информации” ни в одном своем положении не связывает аккредитацию с
неким статусом уполномоченных интервьюеров.
Что же касается требования п.3 раздела “Обязанности аккредитованного
журналиста” “Положения об аккредитации журналистов СМИ при Кировской городской
администрации и Думе”, а именно - “ставить в известность о предстоящей
публикации или выходе в эфир журналистского материала, содержащего критические
замечания в адрес администрации или негативную оценку ее решений”, - то Судебная
палата исходит из того, что подобного рода механизмы форсированного реагирования
(как это определяется в “Пояснениях” В.А.Киселева) на критические замечания в
прессе в адрес властей, сами по себе могут иметь место, но только не в качестве
обязанности, а в качестве права журналиста.
Предложенная же администрацией норма означает неправомерное ограничение
профессиональной самостоятельности редакций СМИ, и может рассматриваться как
фактическая цензура журналистских сообщений и материалов.
Судебная палата не считает возможным в рамках данного заседания
рассматривать встречные претензии со стороны Кировской городской
администрации к редакции газеты
“Вятский наблюдатель 2” и ее главному редактору, изложенные в представленных в
Судебную палату “Пояснениях” за подписью главы администрации В.А.Киселева, как
не относящиеся к предмету настоящего информационного
спора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 8-10 Положения о Судебной
палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Судебная
палата решила:
1. Признать формулировки пункта 2.6 “Соглашения об информационном
сотрудничестве” и п.3 “Положения об аккредитации журналистов СМИ при Кировской
городской администрации и Думе”, утвержденных распоряжением главы администрации
г.Кирова № 2725 от 31.10.97, не соответствующими требованиям Закона Российской
Федерации “О средствах массовой информации” и ущемляющими свободу массовой
информации.
2. Предложить главе администрации г.Кирова В.А.Киселеву по итогам
разрешения данного спора внести соответствующие изменения в тексты “Соглашения
об информационном сотрудничестве” и “Положения об аккредитации журналистов СМИ
при Кировской городской администрации и Думе”, приведя их в соответствие с
требованиями Закона Российской Федерации “О средствах массовой
информации”.
3. Опубликовать настоящее Решение в “Российской
газете”