ОБ ОБРАЩЕНИИ ДЕПУТАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.А.ЗЮГАНОВА В СВЯЗИ С
ОПУБЛИКОВАНИЕМ В ГАЗЕТЕ
“РЕСПУБЛИКА МОЛОДАЯ”
(РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ)
РЕКЛАМНОЙ ЛИСТОВКИ
“ПОДПИСКА-98”
Решение № 14(148) от 15 июля
1998 г.
В Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации обратился депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Г.А.Зюганов в связи с опубликованием в газете “Республика молодая”
(Республика Мордовия) рекламной листовки “Подписка-98” с использованием его
фотоизображения.
Заявитель указывает, что
редакция газета “Республика молодая” использовала его изображение в целях
рекламы самовольно.
Заявитель считает, что своими действиями редакция газеты “Республика
молодая” причинила ему нравственные страдания, поскольку читатели газеты знают
его как Председателя Народно-патриотического Союза России, газета же “Республика
молодая” по своей направленности к
народно-патриотическим изданиям не относится, поэтому у читателей может
создаться впечатление, что рекламируя данную газету, заявитель использует свой авторитет
лидера оппозиции по коммерческим, меркантильным
соображениям.
Кроме того, заявитель считает,
что действия газеты ущемляют его честь, достоинство и деловую репутацию,
так как способствуют формированию у читателя искаженного мнения о нем как о
политике, способном за деньги совершить безнравственный поступок: рекламировать
издание, придерживающееся
противоположной политической позиции, что согласно существующей в обществе
морали, может быть расценено как продажность и двуличие.
Заслушав представителя заявителя Соловьева В.Г., ознакомившись с ответом
главного редактора газеты “Республика молодая” Кондрашкина А.Ф., другими материалами, Судебная палата
установила:
В № 21 за 1998 год газетой “Республика молодая” был опубликован фотографический снимок с
изображением Кириенко С.В. и Зюганова Г.А., сопровожденный надписью
“Подписка-98” и условиями подписки на газету. При этом изображенным на
фотографии лицам приписывается следующий диалог. Кириенко: “Геннадий Андреевич,
“Республику-то молодую выписали?” Зюганов: “Конечно, выписал. Это же газета для
всех”. По мнению Судебной палаты, данная композиция по форме и содержанию
представляет собой материал рекламного характера.
Как пояснил Судебной палате главный редактор “Республики молодой”
Кондрашкин А.Ф., публикуя данный
снимок (по мнению газеты снимок-коллаж, а не рекламную листовку), редакция
газеты не ставила своей целью причинить заявителю “нравственные страдания”, а
также “ущемить его честь,
достоинство и деловую репутацию”.
Из ответа также следует, что трудовой коллектив редакции (учредитель
“Республики молодой”) не имеет никакой финансовой поддержки со стороны и потому
нет оснований обвинять его в ангажированности. Также указывается, что на
страницах газеты могут высказаться представители всех партий и движений, не раз
публиковались и публикуются в “Республике молодой” и мордовские
политические сторонники
заявителя.
Вместе с тем, в ответе содержится обещание впредь без согласия Зюганова
Г.А., не использовать его изображение
в рекламных целях.
Судебная палата отмечает, что в ее компетенцию не входит оценка степени
ущерба чести, достоинству и деловой репутации заявителя, причиненного ему
морального вреда. Ст.8 Закона РФ
“О рекламе” (“Неэтичная реклама”) предоставляет физическому или юридическому
лицу, которому стало известно о производстве или распространении рекламы,
содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию,
право обратиться за защитой нарушенных прав. Рассматривая данное дело, Судебная
палата оценивает правомерность действий редакции газеты с позиций российского и
международного права, норм журналистской этики.
Судебная палата отмечает,
что ст. 49 Закона РФ “О средствах
массовой информации” обязывает журналистов
при осуществлении профессиональной деятельности уважать права, законные
интересы, честь и достоинство граждан.
Декларация о средствах массовой информации и правах человека, принятая резолюцией 428 (1970) 21 очередной сессией Консультативной
ассамблеи Совета Европы содержит, в частности, требование о необходимости не
допускать, чтобы человек представлялся в ложном свете в средствах массовой
информации.
Редакция газеты “Республика молодая” в своем ответе не отрицает, что
публикуя фотографию заявителя с приведенными выше репликами, она не получила
согласия заявителя и не поставила его в известность о
предстоящей публикации.
Судебная палата отмечает, что рекламный прием, использованный редакцией
газеты “Республика молодая” в период проведения подписной компании, является
некорректным и рассматривает его как неосновательную попытку получить
дополнительные преимущества в увеличении тиража издания за счет
несанкционированного использования авторитета известных политиков. Учитывая изложенное и руководствуясь пунктами 9, 10 Положения о Судебной палате по
информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Судебная палата
решила:
1. Признать, что редакция газеты “Республика молодая” (Республика
Мордовия) некорректно и неправомерно использовала в своей рекламной кампании фотографию Кириенко
С.В. и Зюганова Г.А., сопровожденную репликами, ими в действительности не
произнесенными.
2. Рекомендовать редакции газеты “Республика молодая” опубликовать
настоящее решение Судебной
палаты.