ОБ ОБРАЩЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА КОМСОМОЛЬСКА-НА- АМУРЕ ПО ИСКУ К ГТРК
“КОМСОМОЛЬСК” О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ,
ДОСТОИНСТВА , ДЕЛОВОЙ
РЕПУТАЦИИ И ВОЗМЕЩЕНИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
Экспертное заключение №
6(39) от 1 июля 1998 г.
В Судебную палату
поступило определение судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре
А.М.Айзенберга от 16.03.1998 г. с просьбой подготовить экспертное заключение по
находящемуся в судебном производстве иску Е.О.Гелеверовой к ГТРК “Комсомольск”,
Е.Б.Акулич, В.П.Изотовой, администрации г.Комсомольска-на-Амуре, Е.И.Степанюк о
защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда.
Определением судьи на разрешение поставлены следующие
вопросы:
- можно ли отнести
тексты телепередач ГТРК “Комсомольск” от 24.01.97 г. и от 30.01.97 г. к деловому
стилю;
- употреблена ли в
телепередачах ненормативная лексика, сленг, жаргонные
выражения;
- содержат ли
контексты телепередач оскорбительную эмоциональную
окраску;
- содержат ли тексты
телепередач слова в оскорбительном переносном значении;
- могут ли в целом
передачи ГТРК “Комсомольск” от 24.01.97 г. и от 30.01.97 г. причинить моральный
вред предпринимателю Гелеверовой Е.О. и опорочить ее честь и достоинство как
гражданина и деловую репутацию как предпринимателя, если да, то какие конкретно
выражения содержат сведения, порочащие честь, достоинство гражданки Гелеверовой
Е.О. и деловую репутацию предпринимателя Гелеверовой Е.О.;
- вызывают ли
сведения, представленные в телепередачах классовую, социальную и национальную
нетерпимость к Гелеверовой Е.О., как к гражданину Российской Федерации и к ее
деятельности;
- кто несет
ответственность и возмещение денежной компенсации морального вреда за
распространенную информацию - администрация города, ведущий специалист отдела по
защите прав потребителей Степанюк Е.И. или средство массовой информации в лице
главного редактора, или журналисты, готовившие передачу.
Рассмотрев
представленные судьей А.М.Айзенбергом документы, руководствуясь ст.ст. 3, 21
Положения о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской
Федерации, Судебная палата дает следующее экспертное заключение, касающееся
применения законодательства о средствах массовой информации в данном конкретном
деле.
1. Можно ли отнести
тексты телепередач к деловому стилю?
Телепередачи ГТРК
“Комсомольск” от 24.01 97 г. и 30.01.97 г. - это не запрещенное Законом РФ “О
средствах массовой информации” журналистское расследование о деятельности
частного предпринимателя Е.О.Гелеверовой в сфере международных знакомств. В
компетенцию Судебной палаты не входит филологический анализ текстов материалов
публикуемых в СМИ. Тем не менее можно сказать, что, несмотря на разнообразие
стилей речи, применяемых в анализируемых телепередачах, основная тональность
материалов носит деловой характер.
2. Употреблена ли в
телепередачах ненормативная лексика, сленг, жаргонные
выражения?
Понимая под
инвективной лексикой слова и выражения, заключающие в своей семантике,
экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего или
пишущего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить третье лицо, обычно
сопровождаемое намерением сделать это в
как можно более резкой и циничной форме, Судебная палата не находит в
анализируемых текстах телепередач ненормативной лексики, сленга, жаргонных
выражений.
3. Содержат ли
контексты телепередач
оскорбительную эмоциональную окраску?
Контексты
телепередач ГТРК “Комсомольск” от 24.01.97 г. и 30.01.97 г. оскорбительную
эмоциональную окраску не содержат.
4. Содержат ли
тексты телепередач слова в оскорбительном переносном
значении?
Рассматриваемые
телепередачи не содержат слов и выражений в оскорбительном переносном
значении.
5. Могут ли в целом
передачи ГТРК “Комсомольск” от 24.01.97 г. и 30.01.97 г. причинить моральный
вред предпринимателю Гелеверовой Е.О. и опорочить ее честь и достоинство как
гражданина и деловую репутацию как предпринимателя, если да, то какие конкретно
выражения содержат сведения, порочащие честь, достоинство гражданки Гелеверовой
Е.О. и деловую репутацию предпринимателя Гелеверовой Е.О.?
Согласно ст.151 ГК
РФ моральный вред - это физические или нравственные страдания, которые
претерпевает гражданин в результате действий, нарушающих его личные
неимущественные права или посягательств на принадлежащие гражданину другие
нематериальные блага. “Моральный вред, в частности, может заключаться в
нравственных переживаниях в связи с распространением не соответствующих
действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию
гражданина...” (Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.94).
Судебная палата не
усматривает в представленных передачах сведений, могущих опорочить честь и
достоинство гражданки Гелеверовой Е.О. Что же касается деловой репутации
предпринимателя Е.О.Гелеверовой, то, по мнению Судебной палаты, указанные в
исковом заявлении сведения об использовании квартиры, приватизированной на имя
мужа, не по назначению; о том, что предприниматель не заключает письменных
договоров с клиентами, а обходится записями в тетради под роспись; о
необходимости иметь лицензию на данный вид деятельности могут опорочить деловую
репутацию истца в случае их недостоверности.
Вопрос о
соответствии этих сведений действительности может быть разрешен только в ходе
судебного рассмотрения данного
спора.
6. Вызывают ли
сведения, представленные в телепередачах, классовую, социальную и национальную
нетерпимость к Гелеверовой Е.О. как к гражданину Российской Федерации и к ее
деятельности?
Сведения,
представленные в телепередачах, не могут вызывать классовую, социальную и
национальную нетерпимость, т.е. указанные передачи не содержат нарушений ст.4
Закона РФ “О средствах массовой информации”.
7. Кто несет
ответственность и возмещение денежной компенсации морального вреда за
распространенную информацию - администрация города, ведущий специалист отдела по
защите прав потребителей Степанюк Е.И. или средство массовой информации в лице
главного редактора, или журналисты, готовившие передачу?
В соответствии со
ст. 56 Закона РФ “О средствах массовой информации” ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации несут
учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы,
организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные
лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. В то же время,
в соответствии с п. 5 ст. 57 Закона РФ “О средствах массовой информации”,
редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за
распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь
и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы
граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации
и (или) правами журналиста, если они содержатся в авторских произведениях,
идущих в эфир без предварительной записи. Однако указанная норма не освобождает
от ответственности журналиста, распространившего данные сведения в передаче,
идущей в эфире без предварительной записи.
Таким образом, если
сведения, распространенные Е.И.Степанюк в передаче, идущей в эфире без
предварительной записи, окажутся недостоверными, ответственность возлагается на
автора данных сведений. Если же была осуществлена предварительная запись и
монтаж передачи, ответственность за недостоверную информацию несут автор,
журналист и редакция. В случае распространения недостоверной информации
журналистами ответственность несут журналисты и редакция независимо от формы
распространения не соответствующих действительности
сведений
Вопрос о наличии
вышеназванных нарушений законодательства о средствах массовой информации может
быть разрешен только в ходе судебного разбирательства с учетом судебной оценки
достоверности тех или иных сведений, порочащих честь и достоинство заявителя -
Е.О.Гелеверовой.