Настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим
основным взаимосвязанным направлениям:
1) совершенствование регулирования в сфере ИКТ;
2) обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для
гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия
между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ;
3) модернизация органов власти, государственного и муниципального управления
посредством внедрения ИКТ;
4) взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок
внедрения информационных технологий в реальный сектор
5) образование, наука и развитие кадрового потенциала, поддержка общедоступных
баз данных и электронных библиотек;
6) содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ;
7) развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.
Система программных мероприятий по указанным направлениям предусматривает
параллельно-последовательный способ их реализации.
Совершенствование регулирования деятельности в сфере ИКТ
На первом этапе реализации Программы основным направлением является совершенствование
правового регулирования отношений в области развития современных ИКТ.
Целью комплекса работ по совершенствованию государственного регулирования
ИКТ является создание правовых предпосылок для широкого использования информационных
технологий в обществе и бизнесе, а также во взаимоотношениях государства
с гражданами и организациями.
Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются:
расширение правового поля равноправного использования электронных форм информации
наряду с другими видами носителей, сокращение числа ограничений и барьеров
в создании, распространении и использовании информационных продуктов и технологий,
обеспечение равных прав доступа ко всем источникам несекретной информации.
Нормативное регулирование ИКТ будет основываться на следующих принципах:
- обеспечение единства информационного пространства на территории России,
ликвидация барьеров на пути распространения информации (межрегиональных,
межведомственных и др.);
- минимизация препятствий для интеграции России в международные системы
информационного обмена;
- обеспечение права каждого на доступ к открытым государственным и общественным
информационным ресурсам с учетом обеспечения их достоверности и целостности;
- гласность и открытость разработки регулирующих норм с широким привлечением
общественности и бизнеса к подготовке проектов нормативных актов и их обсуждению;
- создание равных условий конкуренции и устранение монополизма на рынке
информационных продуктов и технологий;
- установление равноправности электронных документов и документов на других
носителях кроме случаев, оговоренных законодательством;
- комплексный подход к разработке законодательства в сфере создания и использования
информационных ресурсов и инфраструктуры, "гармонизация" законодательства.
Последний принцип предполагает, что наряду с разработкой специальных нормативных
документов, регулирующих производство и использование информационных продуктов
и технологий, должны быть внесены изменения и дополнения в широкий круг законов
и норм более общего характера, с целью расширения возможностей применения
ИКТ во всех сферах экономической деятельности.
В ходе первого этапа реализации программы будет проведена экспертиза действующей
предметной нормативной базы (включая действующие нормативные акты), внедрена
система мониторинга реализации нормативно-правовой базы в области информатизации,
выявления возникающих в этой сфере проблем регулирования и экспертизы всех
вновь принимаемых законодательных норм и положений на предмет их соответствия
целям и задачам развития информационных технологий.
В целях достижения согласованности и непротиворечивости разрабатываемой
нормативно-правовой базы, эффективного удовлетворения потребностей общества
в правовом обеспечении социально-экономических приложений ИКТ, в рамках Программы
с учетом зарубежного опыта реализации подобных программ будут разработаны
взаимосогласованные Концепция развития законодательства в сфере ИКТ и Концепция
демонополизации и снижения административных барьеров для сектора информационных
технологий и телекоммуникаций. Уже на первом этапе реализации Программы в
соответствии с планом законотворческой деятельности начнется разработка пакета
соответствующих законопроектов, которая будет носить комплексный и системный
характер с тем, чтобы разработать к концу 2002 г. пакет основных законопроектов.
При этом разработанный в соответствии с Программой план законотворческой
деятельности будет учитывать значительную часть законодательных инициатив
в сфере ИКТ, разрабатывающихся федеральными органами власти в соответствии
с решениями Правительства Российской Федерации.
Будут внесены изменения и дополнения в действующую нормативно-правовую базу
с целью снять неоправданные ограничения на создание и распространение информации
в электронной форме, устранить барьеры, стоящие на пути вхождения российских
предприятий ИКТ сектора на рынок. Это, в частности, предполагает внесение
изменений и дополнений в правила лицензирования отдельных видов деятельности,
нормативную базу сертификации, Федеральный закон "Об информации, информатизации
и защите информации" и другие акты, регулирующие сферу информационного
обмена.
На этом этапе будет осуществляться совершенствование правового регулирования
в части распространения и эксплуатации средств защиты, упрощения правил доступа
программного оборудования в целях повышения эффективности предпринимательской
деятельности. Также будут подготовлены и начнется реализация предложений
по совершенствованию (в соответствии с международными нормами в сфере защиты
интеллектуальной собственности) практики использования лицензионных информационных
продуктов и технологий, в первую очередь, в деятельности федеральных органов
власти.
Будут разработаны проекты нормативных актов, регламентирующих объем, форму
и порядок доступа к государственным и муниципальным информационным массивам,
а также охрану персональных данных в российском сегменте глобальной информационной
сети Интернет.
Будут проводиться разработка и принятие мер стимулирующего характера, направленных
на ускорение развития сектора ИКТ в России (программа создания технопарков,
развития информационной инфраструктуры, поддержки оффшорного программирования,
информатизации бюджетных секторов экономики, и др.).
Предусматривается реализация политики содействия развитию саморегулируемых
организаций, направленной на их включение в процесс разработки и экспертизы
проектов нормативно-правовых актов, постепенной передачи ряда функций по
разработке и обеспечению выполнения стандартов в сфере применения информационных
технологий.
На втором этапе, по мере создания инфраструктуры, расширения информационных
ресурсов общего пользования и круга пользователей, предполагается сосредоточить
меры по совершенствованию регулирования на расширении применения информационных
технологий в сфере взаимоотношений государства и общества. На этой стадии
будут разработаны и приняты изменения и дополнения к действующим нормативным
актам, уравнивающие в правах электронную и бумажную форму предоставления
информации в государственные органы и органы местного самоуправления (в частности,
в налоговые и статистические органы, органы регистрации имущественных и других
прав и т.п.).
С учетом развития информационных сетей органов власти всех уровней будут
разработаны меры, регламентирующие права граждан и обязанности государственных
и муниципальных учреждений по принятию к рассмотрению заявок, жалоб и других
запросов граждан в электронной форме.
Будут разработаны и введены в действие необходимые поправки в процессуальное
законодательство, позволяющие осуществлять ряд процессуальных действий с
использованием информационных технологий и устанавливающие порядок такого
использования.
На третьем этапе предусматривается разработка нормативной базы для использования
информационных сетей для волеизъявления граждан.
По мере создания материальных предпосылок предполагается расширение сферы
обязательного для государственных органов применения информационных технологий
в сфере взаимодействия государства и общества, позволяющее гражданам реализовать
свои конституционные права на получение информации.
Обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского
общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством
и гражданами на основе широкого использования ИКТ
Основными задачами в рамках этого направления программы является максимальное
расширение объема информации, предоставляемой государством обществу, создание
эффективной системы предоставления общественных услуг гражданам в наиболее
удобной для них форме, формирование механизма общественного контроля за деятельностью
органов государственной власти и местного самоуправления, государственных
организаций.
Решение этих задач будет основано на следующих принципах:
- открытость, информационная полнота, прозрачность деятельности государственных
органов;
- обеспечение условий для установления "обратной связи" и развития
взаимодействия между государством и гражданами, в т.ч. повышение доверия
граждан к государству.
Распространение информационных технологий в работе государственных органов
власти позволит расширить объем информации о деятельности этих органов, доступ
к которой предоставлен гражданам через телекоммуникационные каналы, что обеспечит
информационную прозрачность и открытость государства, органов местного самоуправления
для общества. Это относится, например, к нормотворческой деятельности, бюджетному
процессу, проведению закупок для государственных нужд, процесса управления
государственной собственностью и т.д.
Предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства
не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.
В течение 2002 г. будет проведена инвентаризация, находящихся в собственности
органов государственной власти общественно полезной информации, создана система
мониторинга информационных баз данных (не затрагивающих прав личности на
защиту персональной информации и не касающихся коммерческой информации предприятий).
Будут осуществлена разработка и начата реализация мер по оцифровке и ускоренному
переводу в открытый доступ всей незапрещенной к открытому распространению
имеющейся у государственных органов информации, проведен анализ различных
проектов по предоставлению органами власти общественных услуг с использованием
информационных технологий, а также будет осуществляться поддержка пилотных
проектов в этой сфере.
На следующем этапе будет завершен процесс перехода к открытому доступу к
находящимся в собственности государства базам данных, не являющимся предметом
государственной или коммерческой тайны и не нарушающим прав граждан на защиту
персональной информации.
По результатам исследований и мониторинга первого этапа будет реализовываться
Концепция представительства органов власти в сети интернет, будет действовать
эффективный правительственный портал (представление архитектуры "электронного
правительства" как перекрестных межведомственных звеньев – проблемных
виртуальных информационных и сервисных модулей, в т.ч. сопряженных на региональном
и муниципальном уровне), а также будет создана система оценки эффективности
деятельности органов власти по предоставлению общественных услуг. Кроме того,
будет запущен механизм по распространению наиболее удачных пилотных проектов
по предоставлению органами власти общественных услуг с использованием информационных
технологий.
Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления
посредством внедрения ИКТ
Основной задачей процесса внедрения ИКТ в сферу государственного и муниципального
управления является повышение эффективности работы органов власти и местного
самоуправления. Без решения данной задачи невозможно обеспечить реализацию
прав граждан на доступ к информации и обеспечение предоставления эффективных
и удобных в использовании услуг органов власти гражданам России (пункт 3.2.
Программы).
Повышение эффективности коммуникации между органами государственной власти
и местного самоуправления будет осуществляться через интенсивное использование
информационных технологий:
- развитие системы внутриведомственного документооборота, включая развитие
локальных информационных сетей и интранет, в т.ч. с использованием открытых
международных стандартов (как технологических, так и стандартов делопроизводства
и документооборота);
- развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих
сокращение сроков обработки различных документов между органами государственной
власти и местного самоуправления. При этом необходимо обеспечение совместимости
ведомственных стандартов хранения информации и документооборота, в том числе
при информационном обмене между органами власти различного уровня и органами
местного самоуправления;
- развитие систем горизонтального взаимодействия региональных и местных
органов власти (систем распространения эффективного опыта решения социально-экономических
задач, консультирования и повышения квалификации), обеспечивающих повышение
качества принимаемых управленческих решений.
На первом этапе реализации Программы будет проведена инвентаризация и создана
система мониторинга уровня оснащения компьютерной техники и доступа к информационным
сетям органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетного
сектора экономики, показателей эффективности и совместимости действующих
информационных систем, проведен всесторонний анализ эффективности бюджетных
расходов на информатизацию (при этом приоритетом будет закупка товаров и
оборудования, произведенных в России).
Будут разработаны предложения по координации государственной политики в
области развития информационных технологий как одного из основных направлений
социально-экономического развития страны, проведена разработка единых стандартов
и протоколов обмена информации, обязательных к использованию стандартов и
модулей документооборота.
В течение 2002 г. будет также проводится ряд пилотных проектов, в т.ч. по
электронному документообороту (наряду с документарным оборотом) между Аппаратом
Правительства Российской Федерации и некоторыми федеральными органами исполнительной
власти.
На территории одного из административных округов будет начата реализация
пилотного проекта по комплексному подключению к сети интернет территориальный
подразделений федеральный органов власти и бюджетных организаций федерального
подчинения.
На втором этапе предусматривается завершение разработки плана поэтапного
перехода органов власти на электронный документооборот и начало его реализации.
Будет введена система координации вопросов информатизации федеральных органов
власти и различных программ информатизации, предусматривающих выделение средств
из федерального бюджета. Для этого будет создана эффективная нормативная
и институциональная базы для инициирования и реализации ведомственных программ
информатизации, проводимых в 2002-2010 гг. по направлениям: образование,
здравоохранение, социальная помощь, наука, культура, охрана окружающей среды
и др.
Будут подведены итоги реализации таких пилотных проектов, как федеральная
система мониторинга объектов и ресурсов Российской Федерации, система ведения
базы данных, содержащих сведения регистрационного учета граждан.
К середине третьего этапа будет завершен переход на электронный документооборот
федеральными органами власти, органами власти более половины субъектов федерации
и муниципальных образований с населением более 50 тыс. чел.
В ходе перехода органов государственной власти и местного самоуправления,
бюджетных организаций на электронный документооборот будет реализованы меры
профессиональной переподготовки кадров (Раздел 3.5 Программы).
Взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок
внедрения информационных технологий в реальный сектор
Мероприятия Программы в рамках данного направления ориентированы на снижение
текущих издержек предприятий по взаимодействию с государством, органами местного
самоуправления и создание предпосылок к переводу в электронную форму большинства
видов обязательного взаимодействия предприятий с государством и органами
местного самоуправления.
Для достижения данной задачи необходимо:
- обеспечить согласованность действий государственных органов различного
уровня и органов местного самоуправления, обеспечивающих информационный обмен
(в т.ч., совместимость стандартов обмена, принципы защиты и подтверждения
подписи);
- обеспечить совместимость делопроизводства и документооборота в государственных
органах с открытыми международными стандартами;
- установить последовательность перехода к безбумажному документообороту
(на первом этапе предусмотреть возможность выбора для предприятий формы документооборота,
на втором - установить обязательность электронной формы).
В сфере содействия внедрению информационных технологий в реальный сектор
экономики основными задачами являются:
- развитие институтов рынка научно-технической продукции;
- обеспечение эффективного трансфера принадлежащих государству информационных
технологий в частный бизнес;
- развитие инфраструктуры общественного доступа к информационным сетям;
- сокращение издержек для входа на рынок ИКТ новых предприятий;
- снижение для отечественных компаний барьеров для выхода на зарубежные
рынки ИКТ;
- стимулирование хозяйствующих субъектов к повышению прозрачности, в т.ч.
для акционеров, кредиторов, государства и т.д.
В рамках данного направления Программы будет выработана и начнет реализовываться
стратегия внедрения информационных технологий на предприятиях госсектора,
в том числе – в оборонно-промышленном комплексе, одним из результатов чего
должно стать создание предпосылок для ускорения развития рынка электронной
торговли, формируемого в соответствии с мерами Федеральной целевой программы "Развитие
электронной торговли в России на 2002 – 2006 годы".
Также будет оказываться систематическое содействие информатизации рынка
научно-технической продукции и трансферу принадлежащих государству передовых
информационных технологий в частный бизнес.
Развитие инфраструктуры общественного доступа к информационным сетям предусматривает
создание центров коллективного доступа на базе учебных заведений, библиотек,
общественных приемных органов законодательной и исполнительной власти и т.д.
Для обеспечения деятельности таких центров будут использоваться объекты недвижимости,
переходящие в собственность органов государственной власти различного уровня
и органов местного самоуправления в результате реструктуризации убыточных
унитарных предприятий.
Создание технопарков, рассматриваемых в качестве инкубаторов инновационного
бизнеса в сфере ИКТ, также предполагает целевое использование для их организации
возможностей бюджетных организаций, помещений и оборудования из имущества
государственных унитарных предприятий (при проведении их реорганизации или
ликвидации), а также софинансирование из бюджетных источников подключения
к высокоскоростным линиям коммуникации. Технопарки будут создаваться преимущественно
в рамках университетских комплексов (формируемых в соответствии с Планом
действий Правительства Российской Федерации на 2000-2001 годы) при активном
участии Российской академии наук.
Содействие внешнеэкономической деятельности в рамках данного направления
Программы предполагает принятие на себя государством части издержек по преодолению
барьеров выхода предприятий сектора на внешние рынки, включая продвижение
отечественных компаний и проведение мероприятий по популяризации России как
качестве поставщика продуктов ИКТ, организационное содействие и сопровождение
участия России в международных программах по развитию информационных технологий
и стандартизации в сфере ИКТ, участие представителей органов власти в конференциях,
круглых столах и других мероприятий по актуальным вопросам экспорта продукции
ИКТ.
Реализация мер содействия внешнеэкономической деятельности предусматривает
обеспечение непрерывного взаимодействия органов государственного управления
с представителями индустрии информационных технологий.
Образование, наука и развитие кадрового потенциала
Модернизация образования является одной из основных целей развития информационных
технологий в Российской Федерации. Будет создана единая информационно-образовательная
среда, образующая фундамент для развития методов и организационных форм открытого
образования. Это направление управляется ФЦП "Развитие единой информационной
образовательной среды Российской Федерации в 2002-2006 годы". Наряду
с этим стоит задача модернизации профессионального образования в области
ИКТ, его содержательного и структурного обновления, формирования современного
материально-технического оснащения учебного процесса. Развитие профессионального
образования в области ИКТ входит в состав приоритетов Программы, являясь
не только ее целью, но также условием развития других ее компонентов.
В краткосрочной перспективе (2002-2005 годы) необходимо сделать Россию привлекательной
для инвестиций и обеспечить воспроизводство и развитие инновационного потенциала
экономики.
Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют
исполнителей с обширными коммуникативными умениями и навыками. Доля информационных
технологий в международной структуре занятости растет опережающими темпами.
При этом на потребности экономики, которые заявят себя в через 5-15 лет,
система образования должна реагировать уже сейчас. Это требует:
- формирования адекватной современным информационным технологиям кадровой
инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг, организаций
социально-культурной сферы. Осуществление необходимых структурных сдвигов
в системе профессионального образования в тесной увязке с текущими и перспективными
требованиями рынка труда. Опережающее развитие среднего профессионального
образования в области ИКТ (преимущественно на базе ВУЗов), способных обеспечить
качественное повышение культуры производства и эффективность использования
бюджетных ресурсов и средств предприятий;
- обеспечения условий для развития научных школ в сфере информационных технологий.
Формирование исследовательских университетов, специализирующихся в области
развития ИКТ и их управленческих и бизнес-приложений. Создание на их базе
научных парков и венчурных предприятий в сфере ИКТ;
- обеспечение высокого качества и опережающего характера образовательных
программ в области ИКТ. Создания современных моделей профессионального образования
в области экономики и управления ИКТ. Формирование новых профессий и специализаций
профессиональной подготовки;
- повышение информационной культуры всего населения и обеспечение переподготовки
широкого круга работников государственного управления, бюджетных организаций
и негосударственного сектора экономики.
Решение этих задач требует, с одной стороны, увеличения расходов федерального
бюджета на образование, с другой – существенного повышения эффективности
использования имеющихся ресурсов.
Основными направлениями действий в этой сфере является:
- создание современной методической и материально-технической базы в ведущих
вузах, отобранных для реализации настоящей Программы;
- формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической
базы в учебных заведения начального профессионального образования