КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(редакция 2024 г.)
Принят
Государственной Думой
31 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года
Глава VI.1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОНОМНЫХ СУДОВ
Статья 106.1. Управление автономным судном
1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными судовладельцем экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.
5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен включать мероприятия по взаимодействию с береговыми службами, поисковыми и аварийно-спасательными службами и должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять плавание от места отправления до места назначения без непрерывного наблюдения внешним экипажем полностью автономного судна и обеспечить безопасность мореплавания и защиту морской среды от загрязнения, владелец такого полностью автономного судна освобождается от выполнения требований пункта 3 настоящей статьи.
7. Владелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна и его мореходное состояние в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц.
Статья 106.2. Обязанность владельца автономного судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности
В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения автономного судна либо в районе, через который автономное судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности внешний капитан полностью автономного судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата автономного судна, находящихся на нем людей, документов, грузов и другого имущества, в том числе по поддержанию судна в мореходном состоянии.
Статья 106.3. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца
Интересы владельца автономного судна и грузовладельца представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
Статья 106.4. Лоцманская проводка автономного судна
1. Владелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления автономным судном. Если длительность лоцманской проводки автономного судна составляет более четырех часов, на автономном судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя владельца полностью автономного судна, имеющего соответствующую квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна представителя владельца полностью автономного судна. Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю владельца полностью автономного судна.
2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.
3. Лоцман не вправе без согласия внешнего капитана полностью автономного судна оставить полностью автономное судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.
4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность внешнего капитана полностью автономного судна за управление полностью автономным судном. Ответственность за вред, причиненный полностью автономному судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки полностью автономного судна, определяется в соответствии со статьей 103 настоящего Кодекса.
5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана внешний капитан полностью автономного судна в целях обеспечения безопасности мореплавания вправе отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
Статья 106.5. Внешний экипаж автономного судна
Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи капитанами морских портов квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов.
Статья 106.6. Компетентная в области автономного судоходства организация
1. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для осуществления управления автономными судами, соответствующие требованиям к техническим средствам по управлению автономными судами, предусмотренным пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям статьи 106.5 настоящего Кодекса, и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.
2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.
3. Компетентная в области автономного судоходства организация несет ответственность за вред, причиненный автономному судну или третьим лицам в результате ненадлежащего управления автономным судном.
Статья 106.7. Ответственность за причинение вреда автономным судном
Владелец автономного судна, собственник автономного судна, компетентная в области автономного судоходства организация, осуществляющая управление автономным судном, производитель оборудования и разработчик программного обеспечения, предназначенных для обеспечения автономного судовождения, несут солидарную ответственность за причинение вреда третьим лицам, а также за причинение вреда морской среде вследствие эксплуатации автономного судна или в связи с эксплуатацией автономного судна.
Статья 106.8. Правовой статус внешнего капитана автономного судна, члена внешнего экипажа автономного судна
1. Внешний капитан полуавтономного судна, член внешнего экипажа полуавтономного судна дают рекомендации капитану полуавтономного судна в части режимов работы судовых двигателей и рулевого устройства, маршрута движения полуавтономного судна или осуществляют дистанционное управление полуавтономным судном.
2. Внешний капитан полностью автономного судна при управлении полностью автономным судном является лицом, ответственным за управление полностью автономным судном, и выполняет все функции и обязанности, возложенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на капитана судна по управлению судном, обеспечению безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения.
3. Член внешнего экипажа автономного судна подчиняется внешнему капитану автономного судна и несет ответственность за выполнение функций по управлению автономным судном, возложенных на него внешним капитаном автономного судна.
Статья 106.9. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном
1. Перевозка груза и (или) пассажиров автономным судном осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Владелец автономного судна, если иное не предусмотрено договором морской перевозки или настоящим Кодексом, несет ответственность за мореходное состояние автономного судна, безопасную перевозку груза и (или) пассажиров в соответствии с договором морской перевозки.
2. Перевозка пассажиров полностью автономными судами не допускается.
К оглавлению документа
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
30 апреля 1999 года
N 81-ФЗ