юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки




На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "Об электронной торговле"

В настоящее время в Государственной думе зарегистрированы два проекта ФЗ “Об электронной торговле” и начинается новый этап обсуждения законопроектов в сфере электронной торговли. Сектор информационного права ИГП РАН достаточно скрупулезно и глубоко изучил имеющиеся проекты законов “Об ЭТ”. Представленные проекты в определенной мере учли опыт и наработки законопроекта 2000 г., прошедшего 1-е чтение. Однако данные проекты еще не в полной мере отвечают потребностям общества и заполняют пробелы действующего законодательства РФ.

Не вдаваясь в детали, отметим следующие недостатки:

1. Статьи проектов не структурированы в главы и не мобилизуют внимание на основные цели закона и требуют уточнений.

2. Требует уточнения сфера применения и предмет регулирования (ст.1), а также субъектный состав участников электронной торговли.

Проекты охватывают всех субъектов, оказывающих услуги сторонам электронных сделок и, тем самым, участвующих в обеспечении электронных процедур в электронной торговле. Соответственно, в сферу регулирования предлагаемых проектов не попали отношения, связанные с финансовыми расчетами и применением электронных платежных систем, с применением электронных торговых площадок при организации электронных торгов, конкурсов и аукционов, а также с оказанием иных услуг, необходимых для обеспечения безопасности электронных процедур при оформлении и совершении сделок.

В настоящее время объем международных сделок, когда одна из сторон сделки не входит в юрисдикцию РФ, весьма значителен и неуклонно растет. Однако в сферу регулирования не попали отношения, связанные с порядком заключения международных электронных сделок.

3. Недостаточно проработана терминология. Ряд вновь вводимых терминов не обоснован. Так термин “электронное сообщение” является достаточно узким по значению и ранее никогда не применялся в системе российского законодательства. Соответственно данный термин не в полной мере отражает и охватывает предмет отношений – документ.

Если и есть необходимость введения термина “сообщение”, то употреблять его необходимо в связке со сложившимся и принятым термином “электронный документ”.

Тем более, что сформулированное в проекте определение указанного термина, как и контекст содержания проекта, больше подходит именно к дефиниции “электронный документ”.

Несовсем корректно переносить буквальный, невполне точный перевод термина “electronic message” из модельного закона UNCITRAL “Об электронной коммерции” в нашу правовую систему.

Нуждаются в уточнении определения терминов “сообщение”, “электронная торговля”, “электронная подпись” и другие, в то же время отсутствуют такие, как: “электронный документ”, “электронная сделка”, “электронная процедура” “электронная операция” и другие.

Не совсем корректно использовать термин “участник электронной торговли” в отношении сторон электронной торговли и, тем более “профессиональный участник электронной торговли”. ГК РФ прекрасно обходится без этих терминов, соответственно нет необходимости использовать эти термины в данных проектах. (В ст. 3 дается определение дефиниции “профессиональный участник электронной торговли”, в то время как в других формулировках терминов употребляется дефиниция “продавец”.). Требует уточнения определение термина “автоматизированная информационная система.

4. В проектах имеются достаточно много положений, которые дублируют нормы ГК РФ. Так, например, в ст.5 п.2 необходимо исключить, так как право заключения сделок субъектам предпринимательской деятельности с использование средств электронной связи установлено ГК РФ (ст. 160, ст. 434)

Кроме того, В рассматриваемых проектах не достаточно уделено внимания обеспечению безопасности в сфере ЭТ.

В предлагаемом проекте учтены имеющиеся недостатки рассматриваемых проектов, учтены замечания к проекту, который прошел первое чтение. При подготовке предлагаемого законопроекта “Об электронной торговле” были использованы положения Модельногоо закона UNCITRAL “Об электронной коммерции”, Модельного закона UNCITRAL “Об электронных подписях”, ряда Директив Европарламента и Совета Европейского Союза “О заочной торговле” 1997 г. и “Об электронной коммерции” 2000г., а также рекомендации комиссии UNCITRAL, сформулированные в проекте Международной конвенции об использовании электронных документов в международных договорах, законодательную практику ряда зарубежных стран в сфере электронной торговли.

Предлагаемый проект был представлен для ознакомления в ТПП и получил положительный отзыв и предварительную поддержку. В настоящее время данный проект выносится на общественное обсуждение. Принимается любая конструктивная критика.

Основной целью разработанного законопроекта является обеспечение в Российской Федерации правового порядка при дистанционном оформлении и совершении коммерческих сделок с применением электронных информационно-коммуникационных средств и технологий, обеспечивающего реализацию и защиту прав сторон электронной сделки при соблюдении норм ГК РФ и иного законодательства в области сделок.

Сферой регулирования рассматриваемого закона являются отношения (права и обязанности), возникающие в связи реализацией электронных процедур и процессов при оформлении и совершении сделок по продаже и/или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных, с ними связанных, юридических действий на основе использования информационно-коммуникационных средств и технологий.

В законопроекте даются определения понятий, необходимых для правовой регламентации отношений в сфере электронной торговли: “электронный документ”, “электронные процедуры”, “сообщение”, “запись”, “база данных”, “электронная подпись” и ряд других.

Правовое регулирование в сфере электронной торговли основывается на конституционных принципах равенства участников гражданско-правовых отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, а также на гарантиях судебной защиты прав субъектов электронной торговли.

По субъектному составу в законопроекте установлены права и обязанности сторон электронных сделок, информационных и иных посредников как государственных, так и негосударственных, оказывающих услуги по обеспечению электронных процедур в сфере электронной торговли, в т.ч. и при организации закупок для государственных нужд.

В проекте закона сформулированы требования о составе информации о сторонах сделки, информационных и иных посредников, предлагающих услуги в сфере электронной торговли.

В законопроекте предусмотрены особенности заключения договоров с использованием электронных процедур. В этой связи установлены специальные требования к оферте и предложению делать оферты при оформлении электронных сделок. В проекте установлено, что оферта наряду с иными существенными условиями договора должна также содержать условия о порядке заключения договора с использованием электронных документов (сообщений), порядке использования электронной подписи, порядок отзыва акцепта. В условия договора могут включаться порядок организации обмена электронными документами (сообщениями), порядок согласования и внесения изменений в договор.

Законопроект формулирует требования по порядку применения электронных процедур при организации обмена электронными документами (сообщениями), их обработки и хранения, а также по порядку наделения электронных документов (сообщений) юридической силой и устанавливает порядок применения электронной подписи в документах при совершении электронных сделок

Законопроект устанавливает, что в электронных сделках в качестве электронной подписи в электронных документах (сообщениях) может признаваться любой способ фиксации и отображения выражения воли стороны сделки.

Обращено внимание, что процедура подписывания и/или установления (вписывания) электронной подписи в документ может функционально совмещаться с процедурами защиты электронного документа (сообщения), обеспечивающие целостность, достоверность и неизменность его документированной информации перед другой стороной или третьими лицами, но не является обязательной функцией электронной подписи (это вытекает из функции собственноручной подписи в традиционном документе).

Предусмотрено, что отдельные условия договора в электронной торговле допускается формулировать в электронном документе (сообщении), размещенном по согласованию сторон сделки в информационной системе третьей стороны с указанием ссылки на адрес нахождения документа. В этом случае закон обязывает стороны обеспечить заинтересованным и уполномоченным сторонам возможность беспрепятственного доступа к такому электронному документу (сообщению) в течение срока действия договора, а по истечении этого срока – обеспечить хранение такого документа в порядке, установленном законопроектом.

Законопроектом установлены права и обязанности сторон электронной сделки – продавцов и покупателей товаров, работ, услуг (в т.ч. потребителей); операторов (провайдеров) связи, операторов платежных систем, организаторов электронной торговли и иных государственных и не государственных учреждений и организаций, оказывающих услуги по обеспечении электронных процедур.

В законопроекте сформулированы нормы, реализующие механизм обеспечения безопасности, защиты документированной информации, защиты прав сторон электронных сделок.

В сфере оформления и совершения международных сделок, когда одна из сторон сделки не является субъектом Российской Федерации и находится вне ее юрисдикции, законопроект устанавливает порядок установления юрисдикции и применимого права к сторонам электронной сделки.

Всего в предлагаемом проекте содержится 26 статей, которые структурированы по 7 главам. Вновь сформулировано 19 статей, уточнена редакция 7 статей. Представлена сравнительная таблица содержания трех проектов.

Сектор информационного права ИГП РАН,
д.ю.н. Бачило И.Л., к.ю.н. Семилетов С.И.

 

Источник информации: https://xn--c1ad2agd.xn--p1ai/law/projects/e-torg-zap.htm

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: