юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки




На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:



Пояснительная записка к проекту Федерального закона

"О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

Интернет-услуги являются именно тем не только наукоемким, но и конкурентноспособным направлением, где Россия может, используя свои кадровые и технические ресурсы совершить экономический прорыв, резко повысив ряд своих макроэкономических показателей.

Так, согласно сведениям, приведенным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации, количество активных пользователей Интернет в России к 2010 г. составит 26,1 млн. человек, т.е. значительную часть населения нашей страны.

Однако современное правовое регулирование в данной сфере отстает от реальных потребностей государства, граждан и организаций, оставляя в правовом вакууме целый ряд перспективных современных услуг.

Предлагаемый законопроект направлен на устранение пробелов в правовом регулировании деятельности по оказанию услуг, связанных с передачей данных по каналам сети Интернет. В сферу его регулирования не входят вопросы правового регулирования использования электронной подписи и электронных форм документации.

Концепция проекта Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" исходит из принципа минимального государственного вмешательства в отношения по поводу Интернета и установления жестких правил лишь в тех случаях, когда неурегулированность создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации, соблюдению прав граждан и юридических лиц. Учтены также рекомендации международных организаций, согласно которым является нецелесообразным правовое регулирование отношений по поводу конкретных информационных технологий в виду их быстрого изменения и замены новыми.

Сфера действия. Подготовленный проект Федерального закона будет устанавливать правовую основу деятельности по оказанию Интернет-услуг, оказываемых под юрисдикцией Российской Федерации.

Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации в случае, когда местом оказания услуги, определенным в соотвествии с настоящим законом, является территория Российской Федерации.

Закон будет решать следующие основные задачи:

1. Определения основных понятий в сфере правового регулирования Интернета (таких как “Интернет”, “Интернет-услуги”, “данные”, “хостинг”, “электронная почта” и т.д., статья 1 проекта).

В настоящий момент в федеральном законодательстве эти основные понятия не закреплены, что затрудняет толкование норм права при их применении или использовании в правоотношениях, связанных с Интернет.

2. Установления общих подходов к лицензированию в области оказания Интернет-услуг. Чрезмерное вмешательство государства при развитии новых отраслей на базе Интернет-технологий оказывает пагубное влияние на темпы их роста, однако и отсутствие всякого контроля может привести к массовым нарушениям прав граждан, угрозе информационной безопасности Российской Федерации. Соотвественно, в случае, когда лицо, оказывает Интернет-услуги на базе оборудования, которое предоставлено ему по договору с оператором связи, имеющим лицензию, дополнительное лицензирование представляется избыточным административным барьером.

3. Закрепления основных правил, касающихся обязанностей по передаче компьютерных данных по сетям. При возникновении спорных ситуации по поводу передачи каких-либо документов или иных компьютерных данных по сетям электросвязи ряд вопросов не урегулирован законодательством Российской Федерации. Среди них наибольшую практическую значимость имеют вопросы порядка установления требований к форме передаваемых данных и последствия несоблюдения требований этой формы, а также определение момента, когда обязанность по передаче данных считается исполненной.

4. Обеспечения возможности подтверждения фактов передачи или получения каких-либо компьютерных данных по каналам сети Интернет. В настоящее время одной из основных проблем в сфере Интернет-услуг является сложность доказывания фактов передачи каких-либо данных, поскольку передаваемые данные нигде не фиксируются и операторы связи не обязаны их сохранять.

Однако сплошное фиксирование всех отправлений электронной почты видится нецелесообразным, так как большинство отправлений не относятся к официальной переписке и подтверждение факта их отправки или получения, как правило, не требуется.

Кроме того, сплошное документирование всех отравлений приведет к дополнительным затратам операторов связи, что скажется на уровне потребительских цен на соответствующие услуги.

Законопроект построен исходя из аналогии услуг по передаче данных в рамках электронной почты и услуг почты обычной. Соответственно, проектом предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации Правил оказания Интернет-услуг электронной почты, где должны быть установлены различные категории отправлений. Среди этих категорий можно будет выделить как обычные отправления не требующие документирования факта их отправления, так и заказные, об отправки которых можно будет получить справку или иной документ установленного образца, по аналогии с обычными и заказными почтовыми отправлениями.

5. Отграничения информационных сетевых ресурсов (сайтов) распространяющих продукцию средств массовой информации от прочих информационных сетевых ресурсов. Согласно статье 24 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.

Таким образом, законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлены правила, позволяющие распространить его положения на любой информационный сетевой ресурс мира, даже если информацию с него получает только его владелец в России.

Количество сетевых информационных ресурсов, зарегистрированных только в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей (РосНИИРОС), фиксирующим адреса информационных сетевых ресурсов с суффиксом .ru насчитывает более 50000 адресов.

В результате обязательная регистрация информационных сетевых ресурсов как средств массовой информации сегодня фактически заменена на добровольную.

Такое положение приводит к грубым нарушением прав и законных интересов как государства, так и граждан и организаций, политических партий и объединений. Посредством сети Интернет распространяются компроментирующие материалы, сведения о ходе выборов и другая информация, наносящая ущерб информационной безопасности.

Однако приостановление или запрет деятельности информационных сетевых ресурсов, осуществляющие распространение данной информации затруднительно либо невозможно, в том числе и по причине отсутствия у них регистрации, при которой указываются ответственные лица и местонахождение редакции.

В настоящем проекте предусмотрены критерии признания данных массовой информацией, в результате установления которых будут признаваться средствами массовой информации и подлежать обязательной государственной регистрации только информационные сетевые ресурсы, информация с которых передается периодически в не менее, чем 1000 адресов в сутки на территории России.

Порядок определения количества адресов распространения устанавливается органом, осуществляющим государственную регистрацию средств массовой информации.

Данный порядок позволит выделить основные российские информационные сетевые ресурсы, которые имеют значительную аудиторию для признания их средствами массовой информации и распространения на них соответствующего правового режима.

6. Сохранения конфиденциальности сведений о пользователях Интернета. Сбор, хранение, передача и распространение сведений о пользователе Интернета, которые позволяют идентифицировать его личность (персональные данные) допускается только с его согласия, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом. Лицо, оказывающее Интернет-услуги пользователю Интернета, вправе хранить сведения о нем в объеме, не превышающем минимально необходимого для оказания данному пользоваему Интернет-услуг.

7. Сохранению тайны сообщений при оказании Интернет-услуг. Лицо, оказывающее Интернет-услуги обязано соблюдать тайну сообщений, содержащихся в получаемых, хранящихся и отправляемых им данных потребителя услуги. Информация о передаваемых по сети Интернет сообщениях, а также сами эти сообщения и могут выдаваться только отправителям и адресатам или их представителям. Любые ограничения тайны связи, в том числе задержка, осмотр, копирование данных и сведений об их отправителях и адресатах допускаются только на основании судебного решения в порядке, установленном Федеральным законом.

Данное положение конкретизирует нормы Федерального закона "О связи" в части сохранения тайны сообщений, содержащихся в компьютерных данных.

8. Детализации правового регулирования договорных отношений по поводу оказания Интернет-услуг. Законопроект включает в себя нормы, касающиеся особенностей правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг, в которых даются понятия договоров на оказание отдельных услуг, требования к форме таких договоров, их обязательные и дополнительные условия и т.д.

Указанные нормы позволят уточнить юридический статус Интернет-услуг, закрепить минимальный набор прав и юридических гарантий граждан и юридических лиц - потребителей этих услуг.

9. Ограничение ответственности лица, оказывающего Интернет-услуги, за передачу данных, содержащих сведения, распространение которых ограничено или запрещено. Лицо, оказывающее Интернет-услуги, не несет ответственность за разглашение или распространение данных, содержащих сведения, разглашение или распространение которых запрещено или ограничено законом или договором, а также за нарушение исключительных прав, если докажет, что передаваемая им информация и перечень ее получателей были предоставлены ему другим лицом и передача информации была незамедлительно прекращена после получения им доказательств о неправомерности указанных действий.

10. Введение ответственности пользователей Интернет за отправку рекламных сообщений без специального уведомления. Деятельность по рассылке не запрошенных данных рекламного характера, получившая в международной практике название спамминг, приносит значительный имущественный ущерб пользователям Интернета.

Огромное число рекламных сообщений нередко блокирует получение необходимой информации по электронной почте. Расходуя оплаченное время, пользователи Интернет получают в автоматическом режиме рекламные сообщения и фактически вынуждены оплачивать их получение.

Однако действующее законодательство не позволяло привлечь к ответственности за такие действия даже когда деятельность по рассылке не запрошенных рекламных сообщений осуществлялась коммерческими организациями и частными лицами открыто.

Проектом предусматривается обязанность указания в теме рекламных сообщений словосочетания “на правах рекламы”, которое позволит автоматичски блокировать, по желанию пользователя, получение незапрошенных рекламных сообщений.

В случае нарушения указанного порядка, проект предусматривает наложение административного штрафа и возмещение убытков лиц, пострадавших от такой деятельности.

11. Защиту интересов пользователей Интернета в пунктах коллективного доступа, образовательных учреждениях и библиотеках. Лицо, оказывающее Интернет-услуги в образовательных учреждениях и библиотеках, пунктах коллективного доступа к Интернету, обязано предотвратить доступ потребителей его услуг к данным, содержащим сведения, распространение которых запрещено федеральным законом, включая экстремистские материалы; сведения о способах разработки и использования наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, местах их незаконного приобретения; материалы порнографического характера, рекламу материалов или предметов порнографического характера.

За нарушение данного положения предусматриваются меры административной ответственности: предупреждение, штраф, а в случае систематической деятельности – конфискация оборудования, используемого для распространения незаконных материалов.

Структура законопроекта. Данный законопроект включает в себя четыре главы:

1. Общие положения.

2. Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг.

3. Ответственность в сфере оказания интернет-услуг.

4. Заключительные положения.

Глава первая законопроекта содержит статьи, определяющие основные термины, цели, сферу действия, принципы деятельности в области оказания Интернет-услуг, принципы и основные направления государственной политики в данной сфере, общие положения о лицензирования в области оказания Интернет-услуг, общие правила исполнения обязанности по передаче данных и другие положения.

Среди основных направлений государственной политики указаны принципы, направленные на обеспечение информационной безопасности при оказании и потреблении Интернет-услуг, определяет основные термины, цели, содержит сокращение разрыва в информатизации между различными слоями общества и отдельными регионами России, улучшение качества Интернет-услуг, увеличение доступности информационных ресурсов государственных органов, не имеющих ограниченного доступа, поддержку дистанционных форм образования и другие направления.

Глава вторая, "Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг" устанавливает особые правила для Интернет-услуг:

1. Электронной почты;

2. Подключения к сети Интернет;

3. Хостинга;

4. Рекламных Интернет-услуг;

В данной главе изложены: общая характеристика соответствующих договоров, условия, которые в них должны или могут быть включены, отдельные нормы, учитывающие специфику оказания тех или иных услуг.

Глава третья "Ответственность в сфере оказания Интернет-услуг" устанавливает ответственность пользователей Интернет и лиц, оказывающих Интрнет-услуги.

В заключительной, четвертой главе указываются сроки вступления в силу законопроекта и предложения к органам исполнительной власти по разработке нормативных актов для реализации Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" и приведению их нормативных актов в соответствие с положениями данного Федерального закона.

В проекте сознательно не затронуты вопросы, связанные с электронной формой документов, заключением электронных сделок и электронной подписью, так как эти вопросы должны являться предметом отдельного Федерального закона, где будут установлены единые правила для всех видов сделок, включая и сделки по оказанию Интернет-услуг. Такой подход избран потому, что процесс заключения сделки на оказание Интернет-услуг с помощью обмена документов в электронной форме, заверенных электронной подписью не имеет значимой специфики по сравнению с заключением иных сделок.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных материальных и финансовых затрат за счет федерального бюджета.

 

Источник информации: https://xn--c1ad2agd.xn--p1ai/law/projects/internet-service-add.htm

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: