Основной целью программы является повышение эффективности функционирования
экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет
внедрения и массового распространения ИКТ, создание технологических предпосылок
для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный
доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным
технологиям и квалифицированных пользователей.
Реализация Программы позволит:
- максимально использовать интеллектуальный и кадровый потенциала России;
- обеспечить гармоничное вхождение в мировую постиндустриальную экономику
на основе кооперации и информационной открытости;
- развить основы гражданского общества и демократических традиций в России;
- преодолеть информационное неравенство между Россией и другими развитыми
странами, обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное
сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный
доступ к информации, права на защиту персональной информации.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:
1) сформировать эффективную нормативно-правовую базу информационных и коммуникационных
технологий, основывающуюся на законах прямого действия, в т.ч. регулирующую
вопросы обеспечения информационной безопасности, конфиденциальности персональных
данных, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
2) обеспечить эффективность коммуникации и взаимодействия органов государственного
управления и местного самоуправления, как на внутри- и межведомственном уровне,
так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных
информационных технологий;
3) обеспечить условия для повышения эффективности и масштаба использования
информационных технологий в экономике на основе организационно–институциональных
мероприятий;
4) обеспечить повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет
модернизации системы образования на базе ИКТ в координации с проводимой реформой
образования;
5) содействовать развитию независимых СМИ посредством стимулирования внедрения
ИКТ в их профессиональную деятельность;.
6) содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа для предприятий,
организаций и граждан к телекоммуникационным сетям, к общедоступным электронным
библиотекам и базам данных, библиотекам научно-технической информации, а
также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;
7) сформировать необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения
работы органов государственной власти и местного самоуправления, единой образовательной
информационной среды России.
Цели и задачи настоящей Программы определены в развитие основных положений
Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Президентом
Российской Федерации 26 июля 2000 г., "Концепции формирования и развития
единого информационного пространства России и соответствующих государственных
информационных ресурсов", одобренной решением Президента Российской
Федерации от 23 ноября 1995 г. №Пр-1694,Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации
Разработка программы и формирование перечня мероприятий по ее реализации
основаны на следующих принципах:
- максимальное снижение административных барьеров на пути развития и внедрения
ИКТ, при обеспечении конституционных прав граждан и интересов безопасности
государства;
- открытость концепции, целей и задач программ для обсуждения всеми заинтересованными
сторонами;
- недопущение дублирования работ, реализуемых в рамках других программ;
- снижение финансовой нагрузки на бюджет, максимальная экономия средств
и рационализация расходов бюджетов всех уровней.
Первый этап (2002 г.)
На этом этапе формируются институциональные предпосылки к реализации мероприятий
Программы. Это предполагает проведение анализа действующей нормативной и
правовой базы с целью выявления ключевых проблем и барьеров в области законодательства,
препятствующих широкому внедрению ИКТ, проведение инвентаризации достигнутого
уровня информатизации бюджетного и частного секторов экономики, анализ эффективности
бюджетных расходов в сфере информатизации, проведение полномасштабного аудита
всех информационных активов и ресурсов федеральных органов государственной
власти, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ. В рамках первого
этапа будет изучен опыт формирования и распространения правил и норм, сложившихся
в процессе саморегулирования процессов распространения ИКТ.
Будет сформирована система межведомственной координации деятельности органов
государственной власти всех уровней в области развития и массового распространения
ИКТ, разработаны критерии эффективности бюджетных расходов этой области и
создан механизм, обеспечивающий их достижение.
Одновременно с этим будет подготовлен пакет инициатив по гармонизации законодательства
в области ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством стран
Европейского союза. Будут созданы предпосылки для законодательного обеспечения
прав граждан на доступ к открытой информации государственных органов власти
и местного самоуправления на основе использования информационных технологий.
Начнут реализовываться первые пилотные проекты по переходу к электронному
документообороту в государственных и муниципальных органах власти, по развитию
инфраструктуры доступа к телекоммуникационным сетям для органов государственной
власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций,
а также проекты по модернизации системы профессионального образования в области
создания и использования ИКТ.
Важной задачей на этом этапе является выработка позиции России по участию
в работе различных международных организаций (ВТО, ОЭСР, АТЭС, ЮНКТАД, ЕС
и т.д.). В рамках процесса по присоединению к ВТО будет проведена всесторонняя
проработка участия России в соглашениях этой организации (например, по товарам
информационных технологий). Будут приняты решения по обязательствам либерализации
рынка телекоммуникаций и по содействию экспорта интеллектуальной продукции.
Второй этап (2003-2004 гг.)
На втором этапе на основе проведенных исследований, разработанных концептуальных
документов и сформированной законодательной базы будут реализованы организационные
мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию
органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими
субъектами. На этом этапе будут отработаны типовые проектные решения, апробированы
различные информационные технологии, оценены и открыто обсуждены достигнутые
результаты.
Одновременно продолжится процесс развития и корректировки законодательной
базы информационных технологий. Будет начата на регулярной основе деятельность
по продвижению России в качества поставщика услуг и решений в области информационных
технологий на мировом рынке, создана современная материально-техническая
база для подготовки специалистов по информационным технологиям и их использованию
в ведущих учебных заведениях страны, развернута широкая подготовка таких
специалистов.
На этом этапе будет в основном сформирована единая телекоммуникационная
инфраструктура для органов государственной власти и местного самоуправления,
бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным
сетям. Будет сформирована основная конфигурация "электронного правительства".
Третий этап – (2005-2010 гг.)
На третьем этапе будут созданы предпосылки для массового распространения
информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав
граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования
информационных технологий. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено
комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота, повышающих
эффективность коммуникации органов государственного управления и местного
самоуправления как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими
субъектами и гражданами.
<<Назад::В
раздел::Вперед>>